Сколько стоит хороший дизайн: 7 критериев оценки и подводные камни работы с дизайнером

Бывало ли так, что при заказе дизайна, вы оговаривали бюджет и обсуждали пожелания с исполнителем, но, несмотря на это, студия или фрилансер делали какую-то ерунду за ваши деньги? Вы хотели ярко и броско, а дизайнер разработал макет в минимализме. Думали, что сайт будет красно-синим, а он получился оранжевым. В таких ситуациях недовольны все: дизайнеру приходится вносить сотню правок, за которые вы знатно переплачиваете, а результат все равно не устраивает. Но приходится принимать работу, ведь сроки поджимают.
В начале фрилансерского пути у меня был клиент, который полностью поменял концепцию на финальной стадии разработки. Тогда я, боясь потерять клиента и деньги, согласилась переработать дизайн без доплаты, но объяснила, что в следующий раз навстречу не пойду, и нужно будет доплачивать. Сейчас с такими клиентами я не работаю. Я заранее проговариваю, что на основе брифа разработаю 2–3 варианта логотипа, один из которых мы доработаем вместе, а если понадобится еще вариант – он будет оплачиваться отдельно. Больше проблемных случаев не было.
Сейчас, благодаря брифу, я заранее понимаю, каким образом будет исполняться заказ и насколько это для меня энергозатратно. В беседе с заказчиком сразу становится ясно, как пойдет дальнейшая работа. Поэтому прежде, чем согласиться на заказ, я всегда общаюсь лично, чтобы определить, «мой» клиент или нет. Осознание, что я могу отказать клиенту без ущерба для себя, пришло со временем, когда я поняла, что мой труд должен быть оплачен по достоинству. Думаю, боязнь отказать нужно пройти и преодолеть каждому фрилансеру. Ведь если браться за работу, которую заведомо не понимаешь и не сможешь выполнить качественно, хуже от этого будет только тебе и твоей репутации. Как только это осознаешь, таким клиентам уже легче отказать.
С клиентом стоимость работ обсуждается на первом этапе взаимодействия, независимо от того, пришел он впервые или повторно. У нас нет сложной разработки, и, хотя проекты могут в пять раз различаться по бюджету, клиенту абсолютно понятно, почему. Это работает, как конструктор – чем глубже и сложнее услуга, тем дороже она стоит. Например, в одном проекте есть исследование и дальнейшее ведение, и он стоит условно 500 тысяч, а в другом – только разработка логотипа по брифу клиента, и он стоит 100. Мы оцениваем стоимость работ в самом начале, и потом она уже не меняется. Если в процессе работы клиент понимает, что нужны дополнительные услуги, их стоимость обсуждается и оплачивается отдельно.
Основные данные для расчета – это трудочасы, уровень креатива дизайнера, количество правок и объем задачи. Стоимость работы мы рассчитываем, исходя из того, кто будет заниматься проектом, как много специалистов будут участвовать. Если в проекте 2–3 дизайнера, мы учитываем их общие трудозатраты и уровень компетенций. Помимо этого, в стоимость входит работа аккаунт-менеджера, который ведет проект, и моя работа как руководителя проектов. Также учитывается количество правок и проработок концепций, а в случае, если нужно описывать решения и легенду – работа контент-специалистов.